?

Log in

No account? Create an account
архитектура

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com

koloma9 in stilarhitekturi

Дверь нашлась!

Это запись больше о теории архитектуры. Откуда появилась очень популярная в архитектуре модерна форма. На всякий случай пример русского здания тоже есть. Поэтому формально к сообществу подходит.

Как вы наверно помните, я долгие годы не спеша рассказываю о шестиугольных окнах и дверях в модерне.  За 6 лет я написал целых два поста. Вот ссылка не последний.  Посты лучше читать с комментариями. Разговаривали мы больше о украинских шестиугольных  окнах. Но вот я первоначально увидел барочную составляющую в этой форме. И кажется оказался прав.   Ссылка на предидущий пост https://koloma9.livejournal.com/55400.html. И сегодня я наконец нашел  финскую шведскую дверь "прообраз". Кстати выглядит довольно по-русски.  Вот она дорогая. С китайским видимо замком.



  Дверь деревянная, шестиугольная старинная.
Как мы помним расхожее мнение состоит в том что финские архитекторы в модерне обратились к национальным и древним так сказать корням.  Результатом чего в архитектуре Финляндии, а затем и всего мира стали появляться шестиугольные окна.
Дверь находится в старой шведской кирхе. Которая называется примерно как  церковь в  Петаявеси.
Доля иронии состоит в том, что ничего особенно древнего в конце 19 века они найти не могли. Поэтому роль древности пришлось играть судя по-всему например такой церкви как на фото.  Церковь на секундочку была построена в 1763 году. То есть в 1900 году ей было всего 140 лет!.  Калокольня и того лучше была построена в 1821 году.
Вид сверху.

Судя по дате возведения церковь барочная и этим и объясняется ее сложный крестообразный план, который виден сверху. В настоящий момент церковь под защитой юнеско. Туристическая достпримечательность и у нее есть сайт. https://www.petajavesi.fi/kirkko/?lang=en.  Важно то что она построена в той части, которая к 1761 году была еще шведской. Поэтому простая мысль: без русского влияния!

Тут можно перейти к картинки к чему это привело. И закончить.  Но я лучше расскажу о человеческой природе и мировом господстве разума.



Доходный дом Басовой в Петербурге.

В занудной науке философии есть такие люди - "природные аристократы".  Для них свойственно патерналистская (отеческая) власть над обществом.  Понимаю вас что попахивает звездными войнами, но дальше интересней.
Так  вот если углублять эту теорию природных аристократов то их окажется жуткое количество и каждый из них хочет чему то научить. Вопрос в том, что мало они кому со своими нравоучениями нужны. И тут начинает действовать интересный "закон конюшни".   Только малая часть этих "природных аристократов" остаются в истории и на удивление все они принадлежат совсем небольшим обществам. И изучая определенное время потыркавшись и помыкавшись вы с удивлением обнаруживаете себя все там же. Недалеко от "конюшни".
Вот мы с вами о Финской церкви разговариваем и о ее влиянии на Петербургскую в частности архитектуру. А ведь все эти люди пели под дудочку "Венской школы" оказывается.  И ведь скажи я это без объяснений могу действительно сойти за городского сумасшедшего.



Йозеф Штриговский.

Так вот "конюшен" в эпоху модерна было не так много. И с уверенностью могу назвать только четыре: Английская ,Венская, Американская и Берлинская. .  И так же рассказать как это примерно работало.
Вот молодой фин Сааринен и его друзья в 27!!!! от роду участвуют и становятся звездами Парижской выставки 1900 года со своим Павильоном "Финляндии".


Павильон "Финляндия 1900"

Как пишут во многих глупых книгах. "Сработал природный гений Сааринена".  Но если быть реалистом то поляк по происхождению но венец по университету Йозеф Штриговский походя. А по-моему именно походя поскольку писал больше о Византии и Ближнем Востоке обратил внимание на финскую деревянную архитектуру.
Поэтому если финский павильон это вольная трактовка берлинского югендштиля,  Виктора Орты и Ричардсона  . То потом пришлось поискать теорию.  И здесь их заботливо ждала венская теория искусств. Поскольку другой примерно больше в то время и не было.  И ничего более древнего чем 140 лет назад она предложить молодым финам и их последователям не могла.

И получилось то что в истории искуств получилось.  Венский историк искусства описал, молодые фины приняли за свое и правду, в молодых финов поверил весь остальной мир.  И родилось нечто уродливое  по своей философии как украинский архитектурный модерн. Но нет история не заканчивается!   Спустя лет 40-50 советская школа искуствознания придумала северный модерн.  Главным  умственным следствием которого можно считать опять же умственное  разделение вены и финов. Что тут можно сказать. История она всегда красивее чем-то как ее обычно описывают.

Comments

Порадовался! )
Спасибо)!