Валентина (uchitelj) wrote in stilarhitekturi,
Валентина
uchitelj
stilarhitekturi

Categories:

Баптистерий Пармы

Оригинал взят у renardetraisin в Баптистерий Пармы
О пармском баптистерии написано много, в том числе и в ЖЖ.
Но лично для меня увидеть этот объект воочию оказалось немаловажно.
Как правило в итальянских памятниках архитектуры поражает гармония синтеза разновременных элементов, и органичное соседство произведений искусства разных стилей. Они обычно уживаются между собой легко и естественно.
Баптистерий Пармы является редким исключением (наверно для подтверждения правила).
Сначала фасад - он похож на смесь конструктивизма и сталинского ампира (или стиля эпохи Муссолини):

 photo 2908_zps6191a99d.jpg



Итальянская версия Wiki говорит о сложности датировки этого архитектурного шедевра. Считается, что он был освящен в 1270 г., а по поводу создания проекта и начала строительства источники разнятся. Вероятно - проект - середины XII в.

 photo 2781_zps3c2eb617.jpg

Архитектурная типология итальянских баптистериев - тема весьма обширная, которую в кратком посте невозможно раскрыть во всей полноте, но мне кажется, что опорные точки могут быть такими:
Например подобный восьмигранный баптистерий в Кремоне, построенный в 1167 год, гораздо логичнее и цельнее. Всего один ярус колоннады и тонкая разделка прясел граней - пилястрами на три части. Простое и лаконичное решение - и стена уже не смотрится "глухой".
 photo 2590_zps7cea7c0c.jpg

Более ранний пример такого восьмигранника, и несомненно источник вдохновения для строителей XII в. - это Латеранский баптистерий Рима, первоначальная постройка которого относится к V  в. Здесь снаружи на кирпичных стенах нет практически никаких украшений.

 photo Roma6565_zps387d186d.jpg

Но внутри Латеранского баптистерия - очень интересная конструкция, поддерживающая свод:

 photo Roma_6551_zpsc4118fc6.jpg

Отголоском такого конструктивного решения, как мне кажется, являются внутренние конструкции стен Пармского баптистерия, также состоящие из поставленных друг на друга колоннад:

 photo cupolaBattisterodiParma_zpsbc0de960.jpg

Роспись свода XIII в. - наиболее цельная и гармоничная часть интерьера Пармского баптистерия. Единая стилистика, единое логичное и продуманное художественное решение.

 photo 2866_zps85b6430e.jpg

 photo 2864_zps36fc3cec.jpg

 photo 2865_zpsd74265e4.jpg

Живопись еще византийской традиции, но несколько упрощенная и сухая. Хотя образы - достаточно энергичны. Работа профессионального мастера, твердого "середняка".

 photo 2902_zps31783617.jpg

 photo 2900_zps05ca434d.jpg

В интерьере этот поразительно четкий и гармоничный купол свода переходит в два яруса колоннад.
Когда с купола взгляд зрителя опускается ниже - на стены, расчлененные и архитектурными элементами, и регистрами росписи, впечатления постепенно превращаются в хаос...
Скульптуры, рельефы, живопись ( "византизирующая" - XIII в.),  два нижних регистра - живопись XIV в. - отдельными разрозненными композициями....

 photo 2830_zpsf6fb35d6.jpg

 photo 2849_zpsffac10c1.jpg

Целостный образ интерьера увидеть трудно. От множества сюжетов, живописных и рельефных "рябит в глазах".

 photo 2862_zps04b5a602.jpg


 photo 2863_zps74083ae9.jpg

 photo 2861_zps2c32c012.jpg



 photo 2847_zps507148c8.jpg


 photo 2859_zpse2a1aacb.jpg


 photo 2854_zps9120f957.jpg

Глаз  зрителя быстро устает от такого изобилия...
Вот единственный сектор, где можно передохнуть от чрезмерной зрительной нагрузки:

 photo 2857_zpsb09567ac.jpg

И, вот,  на мой взгляд, единственный четкий по стилю и живописи кусок росписи:

 photo 2844_zpseb6210c6.jpg
Tags: Италия, Парма, Эмилия-Романья, баптистерии, живопись, перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments