?

Log in

No account? Create an account
архитектура

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Флоренция

uchitelj in stilarhitekturi

Шартрский собор

Оригинал взят у vita_colorata в Шартрский собор
В таком маленьком городке, как Шартр, сохранившем масштаб средневекового невысокого города, лучше понимаешь, что значил собор для горожан. Он был средоточием города, местом, где собирались все и зданием, в котором человек получал возможность приобщиться к красоте искусства и мудрости библейских текстов. Архитектура, скульптура, витражи, музыка - всё это создавало волшебный эффект.
Судьба была благосклонна к Шартрскому собору, он сохранился без переделок и донес до нас целостный облик готического храма.
Его законченная конструкция стоит в преддверии расцвета классической французской готики. Собор в Шартре создавали люди, работавшие с энтузиазмом, верой и искренним вдохновением. Он является образцом миропонимания различных слоев французского общества, в основном первой половины 12 века.

                                                          

 Несмотря на то, что руководители стройки сменяли друг друга, на протяжении всего строительства был выдержан общий план. Это меня всегда поражает, как можно было строить соборы в течение несколько столетий и сохранить замысел первоначального зодчего. Кельнский собор строился 500 лет, а выглядит цельным сооружением, словно выросшим по мановению десницы божьей, настолько все в нем подчинено единой идее.
 Единство и законченность свойственны и Шартрскому собору.Его строили из очень прочного песчаника, добывавшегося в каменоломнях Бершера, что в восьми километрах от Шартра. Некоторые камни в нижних частях здания достигают двух-трех метров длины и одного метра высоты. Можно представить себе их транспортировку. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени.
Шартрский собор посвящен святой деве и особо почитался, очевидно потому, что место, на котором он стоял, было местом паломничества еще в языческую эпоху, здесь бил священный источник. Практика в строительстве храмов достаточно частая, сколько христианских базилик в Риме построено на месте, а иногда и фундаментах античных храмов.  Источник сохранялся в подвалах собора, как и старинная статуя "Черной Марии". Другой, более почитаемой реликвией был  ковчежец с чудотворной сорочкой девы. Её никто не видел, так как ковчежец не открывался. Он был открыт лишь во времена французской революции: в нем оказались сирийская ткань и украшенное изображением львов покрывало, по отзыву экспертов, первого века нашей эры. В 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил епископу сорочку Девы Марии , в которую она была одета при рождении Христа. Священная реликвия христиан – покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящейся в северной части обхода хора.
 Как и в других местах, привлекавших паломников, здания различных эпох сменяли друг друга. Христианская базилика 4 века сменилась на другое здание, долго сохранялся собор, возведенный в 11 веке. 5 сентября 1134 года пожар опустошил город, но собор не пострадал. Видимо, сгорела колокольня. Вскоре приступили к строительству двух башен. Северная была закончена к 1150 году, южная к 1170 му. Между 1145 и 1150 годами началась постройка и декорировка нового западного фасада, связавшего две башни.  Это так называемый "королевский "портал, оконченный к 1155 году.



Мастера 12 века определили характер западного фасада. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенным, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними роза начала 13 века.



Центральную часть фасада венчает "галерея королей" работы начала 14 века.
Декор "королевского портала" относится к середине 12 века. Врата обрамлены столбами в виде человеческих фигур, прием, который развился еще в романское время и показывает, как скульптор подчинялся требованиям архитектуры.

                                      

Справа и слева возвышаются башни,  Северная,более ранняя, увенчана стрелой 16 века, возведенной Жаком Тексие между 1507 и 1513 годами.
                                       

Южная стрела была построена вместе с башней, которая имеет 80 сантиметров толщины у основания и 30 сантиметров у вершины. То есть мастера хорошо понимали, что внизу башня должна была быть мощнее, чтобы выдержать нагрузку высокой каменной стены. В течение веков она терпела колебания от раскачивания огромных колоколов, выдерживала бури и выстояла.

 



                                                                   
В ночь с 9 на 10 июня 1194 года новый пожар уничтожил старый собор, сохранились фасад и крипта. При пожаре не пострадали ни сдужители церкви ни реликвия, что прибавило рвения строителям собора.
Новое здание сохранило старый план, но стены были уже более мощными и новые конструктивные решения были заложены при возведении нефа, который был закончен к 1210 году. К 1220 храм покрыли  сводами.
Аркбутаны были предусмотрены архитектором уже в плане. Они не были отодвинуты далеко



В целом облик здания не лишен единства, контрфорсы и аркбутаны не нарушали его монолитности.



Конструкция стены , получившая развитие во время готики настолько, что позднее, во время расцвета,  система поперечных контрфорсов и полуарок -аркбутанов, распределяла нагрузки и нивелировала опрокидывающий момент ( для кто изучал сопромат )так, что стена практически перестала быть несущей и превратилась в витражное кружево, подобное часовне Сен-Шапель в Париже :http://vita-colorata.livejournal.com/100790.html Здесь же собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность.

                                                     

                                                     





Контрфорсы, на которые опираются аркбутаны, украшены статуями.





Собор со стороны алтаря.













                                    



Фасады портиков трансепта  придали здание своеобразное, я бы даже сказала французское, изящество.



Устои южного портала богато покрыты барельефами. Оба портала и северный и южный украшены скульптурой. Южный портик особенно интересен тем, что создал впоследствии повторявшуюся форму бокового фасада, стал прообразом для многих соборов.  Особенностью шартрского собора являются очень тонкие колонны верхнего этажа, создавшие словно вибрирующую поверхность стены.

Северный фасад с капеллой, на которой сохранились часы.



                                                           

                                                            





Издали собор имеет более скромный облик, чем упомянутый Кельнский и некоторые другие соборы.




Comments